Дистанционное обучение в школе
Включение ДОТ (дистанционно-образовательные технологии)в образовательный процесс школы имеет иные предпосылки, чем в системе образования взрослых. Как правило, учащиеся образовательного учреждения сконцентрированы в компактном районе проживания вблизи образовательного учреждения и географическая разобщенность и удаленность перестает быть фактором, влияющим на эффективность образовательного процесса. На необходимость применения ДО (дистанционное обучение) влияют иные факторы:
1. Образовательные учреждения специального типа для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Даже при компактном проживании детей с ОВЗ многие из них либо не имеют возможности, либо имеют очень ограниченную возможность посещения образовательного учреждения. Обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем. Такие элементы дистанционных технологий, как совместное коллективное обучение с применением сетевые технологий ,телеконференций, аудиочатов, существенно расширит круг общения и возможности учащихся в получении более полного образования.
2.Организация дистанционного контроля знаний учащихся.
При организации дистанционного контроля знаний учащихся в рамках образовательного учреждения может быть сформирована база знаний и база тестовых заданий, в результате чего унифицируется и стандартизируется процесс проверки знаний, а также делает контроль знаний массовым и постоянным, в отличие от классической системы, в которой контроль знаний является выборочным и фрагментарным.
3.Организация дополнительных элективных курсов.
При организации дополнительных элективных курсов в виде дистанционных продуктов появляется возможность широкого доступа учащихся к данному виду обучения. Существенным плюсом подобной системы является то, что она не замыкается на рамки конкретного образовательного учреждения, а может служить результатом интегрального взаимодействия образовательных учреждений целого региона. В результате подобного взаимодействия объединяются усилия всех педагогов всех образовательных учреждений и расширяется спектр предлагаемых курсов, а также у ученика появляется возможность выбора преподавателя для конкретного курса.
4.Экстернат.
Появляются тенденции использования дистанционных технологий обучения для такой формы обучения как экстернат. Не секрет, что во многих, особенно удаленных учреждениях общего образования отсутствуют преподаватели по некоторым видам предметов ( иностранный язык, биология, химия и пр.) Для получения полноценного аттестата о среднем образовании возникает необходимость сдачи этих предметов экстерном, однако при отсутствии системной подготовки у ученика по предмету ,подобная форма для него не всегда приемлема. Технологии дистанционного обучения позволят восполнить этот пробел
5.Организация профильного обучения для удаленных муниципальных образований.
Профильное обучение на сегодняшний момент является одним из приоритетных направлений развития образования. Однако проблема нехватки кадров не позволяет реализовать программу профильного обучения в полной мере на отдаленных территориях РФ. Одним из решений вопроса может быть методика ДО.
6.Дистанционные уроки для пропускающих школьные занятия детей по причинам болезни. Актуальная проблема пропуска занятий школьников в результате болезни не имеет на сегодняшний день системного решения. Ученик, пропустивший 1 или 2 недели занятий выпадает из образовательного процесса и восполнить знания он может только через дополнительные занятия с репетитором, либо через самостоятельное освоение пропущенного материала. ДО могло бы возместить этот пробел в системе образования
7. Организация школьных систем виртуального общения. Система ДО, внедренная в рамках конкретного образовательного учреждения, кроме того, могла бы расширить возможности для общения учащихся между собой и стать основой для кооперации и совместной работы и учебы, предоставляя возможность обмениваться мнениями не только по учебным вопросам. Кроме того, следует отметить, что в результате включения школьников в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у них формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ДО в течение всей жизни. Для организации ДО учащихся необходимо, чтобы было: e-mail, ICQ, форум, нужен сам курс обучения, задания к нему, учебные модули. Минусы дистанционного обучения: 1. У многих учащихся нет домашнего компьютера (не позволяют средства родителей особенно в сельской местности). 2. Чтобы адекватно оценивать дистанционного учащегося учитель должен точно знать что обучается именно этот ученик, а не кто-то за него. 3. Технические возможности – оплата трафика Интернета, нет доступа к Интернету: отключение электричества, перебои со связью, низкая пропускная способность. 4. Виртуальное обучение делает учащихся оторванными от мира живого общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личного общения с учителем. К сожалению, просто вывешивание в Интернет учебного материала не есть дистанционная технология обучения. Дистанционная технология предполагает размещение материалов в интерактивном режиме, например, лекция с элементами опроса по теме лекции, с тестированием по результатам лекции, с заданиями на самостоятельную работу с возможностью отправить ее результаты по электронке (и лучше не внешней) преподавателю и получить комментарий. ДО можно применять и в обычных классах в ходе изучения какой-либо темы. Все мы находимся в несколько ограниченных временных рамках при изучении дисциплин на базовом уровне в школе. ДО - это как выход. В зависимости от темы и особенностей вашего контингента можно организовывать обучение по принципу деления его на практику и теорию. В дистанционном режиме можно отрабатывать различные навыки. Но стоит помнить, что разрабатывая тему (именно тему, а не весь курс!) вы ставите четко определенные задачи, вы нацеливаетесь на определенную аудиторию.
Интернет ресурсы по дистанционному обучению:
1. http:// inerneturok.ru /distancionnoe/.
2. www/internet-school.ru.
3.www.eidos.ru. – Центр дистанционного обучения «Эйдос»: www.eidos.ru/project/profil/, www.eidos.ru/project/eidos-class/, www.eidos.ru/journal/student.htm, www.eidos.ru/dist_teacher/, www.eidos.ru/conf/dist/.
4. www.websoft.ru. – электронные учебные пособия.
5. www.ktoeslineya.ru/programmes/distance_education/. – благотворительный фонд «Кто если не я?», программы дистанционного обучения.
6. www. home-edu.ru/ - i-Школа (ГОУ Центр образования «технологии обучения» - для детей-инвалидов).
7. www.km-school.ru/ - комплексный проект информатизации образовательных учреждений
 
Учебное пособие по основам программирования (.doc, 1,7 Mb)