Страницу ведет педагог-психолог Надежда Николаевна Урванцева
 
 
E-mail: yrvanzeva_777@mail.ru
КАК ПОБОРОТЬ СТРЕСС

СТРЕСС – извечный спутник нашей жизни. И даже если с нами не происходит ничего сверхъестественного или особенно трагичного, стресс все равно не покидает нашу жизнь ни на минуту.

  • Не злоупотребляйте алкоголем или едой. Некоторым людям может показаться, что алкоголь или еда могут успокоить человека и снять стресс. Но фактически происходит все наоборот.
  • Бросьте курение. Никотин, который поступает в кровь , сам вызывает симптомы стресса.
  • Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Доказано, что занятия аэробикой способствуют выделению в кровь эндорфинов – натуральных веществ, эффект которых связан с обезболиванием и улучшением настроения.
  • Ежедневно пытайтесь расслабиться на некоторое время.
  • Ставьте реалистичные цели в жизни.
  • Позволяйте себе достаточный отдых.

КАК ПОЗИТИВНО МЫСЛИТЬ И УСТРАНИТЬ СТРЕСС

  • Будьте спокойны. Дышите глубже.
  • Всегда говорите самому себе, что Вы сможете пройти через эту проблему.
  • Старайтесь всегда думать о том, что можно извлечь из этой или иной проблемы.
  • Думайте о возможных решениях и выбирайте наиболее приемлемое.
  • Думайте о последствиях. Спрашивайте себя, что может случиться самое худшее?
  • Спросите себя, чему может научить Вас эта ситуация.
  • Старайтесь за определенный промежуток времени делать одно дело, не хватайтесь за все подряд.
  • Если Вы чувствуете накат стресса, сделайте перерыв. Отдохните, расслабьтесь.

 

Не кричите на детей!

Как часто взрослые, желая добиться быстрого результата, повышают на детей голос. Возвышаясь над ребенком, нависая над маленьким человеком, мы трубим свое, даже не замечая, как безобразно при этом выглядим.

Мы позволяем себе резкий тон и громкие слова только потому, что дети – всегда подчиненные. С ними так легко не церемониться. Шлепок, окрик, обидное прозвище… Что ж ребенок все стерпит, он не ответит нам по-взрослому. Лишь по-детски сожмется в комочек, заплачет или напугается настолько, что не сможет даже убежать.

Особенно обидно, когда кричат взрослые, которые являются для ребенка главными наставниками. Мы имеем в виду семью. Уставшая от забот мама, погруженный в свои дела папа не считают зазорным прикрикнуть на свое дитя и, если оно не поняло с первого слова, то повторят еще, добавив при этом лишний децибел. Ребенок, конечно, услышит вас, но что при этом поймет и почувствует? Очевидно, не благодарность за внимание и заботу, а обиду, страх, злость за перенесенное унижение.

О психоэмоциональном перенапряжении школьников

Факты, говорящие о состоянии здоровья наших детей сегодня, устрашающие. Практически здоровых детей - 12 %. Причин много: чрезмерные нагрузки, недостаточность двигательной активности из-за «технического прогресса» - телевидения и компьютера. Мы хотели бы затронуть проблему влияния психоэмоционального перенапряжения школьников на их здоровье. Очевидной реальностью современной школы является нарушенное психоэмоциональное равновесие в поведении детей – тревожность, агрессивность, ссоры, конфликтность, обидчивость, ревность. Мы встречаемся с этим ежечасно, каждый день. И не секрет, что данные проявления снижают не только качество учебного процесса, но и отрицательно влияют на здоровье.

  • причина проявления массовой агрессивности у школьников – информационный поток наступательно агрессивной информации, льющейся из радио и телевизионных передач, включая мультфильмы, спортивно-развлекательные «шоу» типа «Мирового реслинга», нескончаемые «Фабрики звезд», «Последние герои» и, конечно, фильмы насилия, которые, повышая уровень адреналина в крови зрителей, целенаправленно формируют деструктивную личность. Огромную опасность сегодня представляет всемирная паутина (интернет). Согласно статистике 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизни. Отследить всю информацию, что ежесекундно попадает в Интернет, невозможно.

Ребенок может случайно зайти на сайт, где ему в красках распишут, насколько приятны на вкус наркотики, какие чудеса творит с организмом алкоголь или как в домашних условиях из подручных средств изготовить настоящую взрывчатку. Даже на доброжелательных, на первый взгляд, сетевых ресурсах во всплывающем рекламном окне может показаться фотография обнаженного тела. В школьном возрасте трудно оценить позитивные и негативные стороны подаваемой информации, она воспринимается как естественная реальность, в которой следует поступать так, как показано на экране. Зачастую дети и подростки так и действуют в своем реальном мире. Ложная, извращенная, безнравственная информация закрепляется у школьников на протяжении длительного времени, а при постоянном воспроизведении формирует определенные черты личности. И мы удивляемся, почему наши дети стали совершать асоциальные, а порой и противоправные действия. Такая ситуация возникла в результате того, что более десяти последних лет отсутствует какая-либо ревизия и оценка представляемой зрителям продукции. Так и идет: школьники изо дня в день воспринимают ее и закрепляют в поведении, а «мультики», фильмы нравственного характера в настоящее время не воспринимаются ими, не вызывают интереса, например, старые, добрые мультфильмы, поставленные по мотивам народных сказок. Школьники теперь их отторгают, т.к. они менее импульсивны и совсем не агрессивны, они не о тех героях, что властвуют в нашем мире. А властвует герой зловеще сильный, агрессивный, без чести и совести, рвущийся к цели любой ценой. Повышают агрессию у школьников и неблагоприятные, мягко говоря, социальные условия: резкое ухудшение социально-экономического положения взрослого населения и целенаправленное разрушение нравственности жителей страны в последние годы. Все это свидетельствует о катастрофическом неблагополучии психологического климата общества и школы. Высокий уровень агрессивности отдельных школьников провоцирует конфликтность в школьных коллективах, особенно в младшем и среднем звеньях. Исследования показывают, что школьники, склонные впадать в раздражительность, конфликтность, агрессивность, ухудшают при этом психоэмоциональное состояние не только свое, но и окружающих и при этом у всех отмечается переизбыток адреналина в крови. Постоянное проявление агрессивности ведет к ухудшению функциональных систем. Не случайно в последнее время у школьников возросли показатели заболевания гастритом, язвой желудка, снижением памяти. В большей степени страдает у детей иммунная система: например, гормон кортизол выбрасывается в кровь при тревожности, а при положительных эмоциях – гормоны эндорфины. А мы, взрослые, с удивлением отмечаем, что с каждым годом сокращается число здоровых детей, и многие школьники уже имеют не одно заболевание. Психическая напряженность, повышаясь из года в год, неизбежно снижает уровень здоровых детей, ведь эти процессы взаимосвязаны и дополняют друг друга. После любого конфликта происходит увеличение содержания кислоты и пепсина в желудке, и из-за избытка этих веществ на стенках желудка провоцируется язва желудка и другие заболевания. Существует мнение, что кратковременный стресс положительно влияет на улучшение иммунитета. А если стресс протекает напряженно и длительно, то количество иммунных клеток уменьшается. В результате можно заболеть от самых незначительных инфекций. К сожалению, мы не можем изменить неблагополучную социальную обстановку и программу радио- и телепередач, т.е. устранить причины агрессивности, конфликтности наших детей. Но и позволить себе бездействовать тоже нельзя.

  1. Во-первых, уважаемые родители, ваша любовь – источник и гарантия благополучия человека, а также поддерживания его физического и психического здоровья. Не стесняйтесь ее проявлять!

  2. Необходимо ограничивать время игры за компьютером, просмотра телевизионных передач и фильмов; самим выступать в роли оценщиков телепродукции.

  3. На домашних компьютерах учащихся исключить доступ к сайтам, не совместимым с задачами обучении, воспитания и развития детей средствами контентной фильтрации. На официальном сайте МБОУ «Крючковская СОШ» предложены программы для фильтрации интернет-ресурсов

  4. Избыток накопившихся гормонов адреналина можно сбросить с помощью двигательной активности. Под действием физической нагрузки происходит разрушение гормонального фона без вреда для организма. Это веселые подвижные игры, шуточные состязания на свежем воздухе. Поощряйте подобные проявления и сами способствуйте им. Выезжайте почаще на природу большими компаниями, играйте вместе с детьми, плавайте, собирайте ягоды, грибы наперегонки.

Хороший эффект в снижении агрессивности дают упражнения, выполняемые лежа. Количество повторений – до 15 раз – подавляет агрессивность, исключает психическую напряженность, а отдых после каждого упражнения – от 15 до 30 сек. – позволяет расслабить полностью все группы мышц. Предлагаем вашему вниманию несложный комплекс упражнений, который можно считать специальным для снижения агрессивности.

  1. Из упора согнувшись, поочередно переставляя руки, прийти в упор лежа и вернуться в и.п. (8 – 18 раз).

  2. В упоре сидя сзади, руки на скамейке, сгибание и разгибание рук (15 раз).

  3. Лежа на боку, одна нога впереди, другая сзади, руки вверху (партнер держит ноги за голень), поднимание туловища (15 раз).

  4. Лежа на полу или скамейке (ноги закреплены), поднимание и опускание туловища (15 раз).

  5. Лежа на животе, руки вверху, поднимая туловище и ноги, прогибаться в пояснице (15 раз).

 

Школьники порой не осознают, какой психический и физиологический вред своему здоровью наносят раздражительностью и агрессивностью. Поэтому необходимо раскрыть для них механизмы воздействия отрицательных психических эмоций на здоровье. Следует объяснять, как конфликтующие в действительности наказывают в конфликте и после него. Проявление агрессивности днем отрицательно проявится под утро: ранним утром в желудке идет выделение соляной кислоты пропорционально выделенному гормону адреналина в конфликтной ситуации. Часто люди после стресса пробуждаются ранним утром, т.к. соляная кислота активизирует не только желудочно-кишечный тракт, но и нервную систему. Человек пробуждается утомленный, разбитый, раздраженный. Заболевания возникают не только после частых конфликтных ситуаций, но и после незначительных ссор. Владея такими знаниями, не всякий школьник бездумно включится в ссору, ибо вспомнит о последствиях. А при умении управлять собой он отрегулирует свое поведение и оградит окружающих от подобных действий.

Неоспоримы действенный результат закаливания и польза точечного массажа (самомассажа). Массаж помогает снять психоэмоциональное напряжение.

1. Положение массируемого ребенка – лежа на животе, руки вдоль тела. Массирующий, слегка касаясь поверхности тела подушечками пальцев от макушки до пяток и до кончиков пальцев рук, дает возможность ребенку успокоиться и настраивает на процедуру.

2. Растирание межбровной области, ступней, плечевых суставов способны изменить настроение.

3. Массирующий обхватывает голову так, чтобы средние пальцы обеих рук располагались друг против друга на теменной области головы (рис.1) и выполняет линейное растирание вниз к затылочной области подушечками напряженных полусогнутых пальцев в течение 1-2 мин.

4. Придерживая одной ладонью лоб, мягко воздействовать на заднюю поверхность шеи (рис.2): сначала поглаживание, затем растирание слева и справа от шейных позвонков (1-2 мин.)

5. Поглаживание, а затем растирание точки (рис.3) со средним усилением и переходит вниз растиранием основанием ладони до поясничной области (рис.4).

6. Растирание, а затем надавливание точек (рис.5).

Почаще хвалите своего ребенка. Внимание, похвала даже за незначительный успех вселяют силы, способствуют преодолению неуверенности, боязни, страха. Кроме этого преодолению тревожности способствует самовнушение: «Я умею, я смогу, я верю в себя». Этому приему следует учить детей. Избавиться от тяжелых переживаний помогают вопросы самому себе: «Будет ли случившиеся волновать меня через месяц, год? Стоит ли это того, чтобы так переживать?».

Систематическое проявление негативных эмоций: ненависти, недоверия, презрения, враждебности, ревности, мстительности – равносильно приему несмертельных доз яда. Исследования американских ученых показали, что у людей, склонных копить и не прощать свои обиды, возникают, как правило, большие проблемы со здоровьем. Для них характерны депрессии, проблемы со сном, вялость, пассивность, многие страдают заболеваниями внутренних органов. Однако это вовсе не означает, что человек должен молча сносить все обиды. Главное – освободиться от разрушающих здоровье «бремени ярости и чувства обиды».

Всеобуч на тему: «Не допустить беды» (профилактика подростковой наркотизации)

Консультация для педагогов «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения у учащихся первых классов»

Всеобуч на тему: «Психологический климат семьи, особенности родительских отношений»

Неторопливость в наше время не в моде. И, пожалуй, никому так не достается от окружающих, как медлительным детям. «Скорее! Хватит копаться!» - постоянно слышат они от родителей, учителей и друзей.

Однако психологи предупреждают: ждать, что такой ребенок станет резвым и прытким, бесполезно. Медлительность – одно из врожденных свойств темперамента, поделать с которым ничего нельзя. Можно лишь немного помочь таким детям справиться с требованиями, которые предъявляет им жизнь. Малышам будет легче преодолевать свои трудности, если поиграть с ними в специальные игры.

Развивающие игры.

Наименование игры

Содержание игры

«Зеркало»

То ребенок повторяет за вами движения, то вы за ним.

«Скатай бумажный шарик»

Упражнение на мелкую моторику рук: у кого шарик получится более плотный, тот и выиграл.

«Обмоталочки»

К концам веревки привязаны палочки. Участники с двух сторон начинают наматывать веревку на палочки – кто больше намотает, тот и выиграет.

«Запрещенные движения»

Ребенок повторяет все действия за взрослым, но не должен делать какое-то одно движение, например, поднимать руки вверх.

«Все наоборот»

Ребенок должен делать движения, противоположные тем, что делает взрослый: взрослый поднимает руки – ребенок опускает, взрослый встает на цыпочки – ребенок приседает и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кто не успел, тот опоздал?